Республиканский институт профессионального образования

РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ПОРТАЛ
"ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ"

старая версия сайта

Всемирный день предотвращения самоубийств

Дата публикации: 2017-09-08 14:00:00

Всемирный день предотвращения самоубийств


Глобальной целью проведения Всемирного Дня предотвращения самоубийств, который ежегодно отмечается во всем мире 10 сентября, является уменьшение уровня суицидов и суицидальных попыток среди населения во всех странах посредством реализации мероприятий, направленных на профилактику суицидоопасного поведения населения, объединяющие усилия многих министерств, ведомств, местных исполнительных и распорядительных органов и т.д.

 

Для веселия планета наша мало оборудована,

Надо вырвать радость у грядущих дней,

В этой жизни помереть не трудно.

Сделать жизнь значительно трудней.

В. Маяковский («Сергею Есенину»)

 

Зигмунд Фрейд в свое время ввел понятие «инстинкт смерти» - стремление к саморазрушению, очевидно, заложенное в нем от природы – если все живое вокруг изо всех сил борется за существование, то отдельные человеческие индивиды, наоборот, вкладывают недюжинную энергию в то, чтобы полностью испортить себе жизнь, а иногда и расстаться с нею.

Суициды и попытки самоубийства представляют собой серьезную проблему человечества. Самоубийство – это не только трагедия отдельного человека, но также серьезная проблема общества. Психологические, социальные и экономические последствия самоубийств или попыток самоубийств для семьи и общества не поддаются измерению. В среднем, каждый случай самоубийства оказывает непосредственное воздействие, по меньшей мере, на 6 человек. Если самоубийство совершается по месту учебы или работы, это оказывает воздействие на сотни людей. Помимо потери жизни самоубийство наносит длительную психологическую травму семье, друзьям и знакомым, а также экономический ущерб обществу.

Суицидоопасное поведение имеет множество причин. Оно связано с целым комплексом сложных факторов, которые взаимодействуют друг с другом и создают реальную опасность для отдельных людей. К ним относятся:

Некоторые факторы риска изменяются в зависимости от возраста, пола и др.

Риск самоубийства может быть уменьшен при наличии достаточно сильных защитных факторов. Такие факторы связаны с ощущением эмоционального благополучия, социальной интеграцией путем занятия спортом, участия в церковных собраниях, клубах и т.д., поддержанием тесных связей с семьей и друзьями, высокой самооценкой, обеспечением благоприятных физических и средовых условий, таких как хороший сон, сбалансированное питание, физическая нагрузка и отсутствием вредных привычек (употребление наркотиков, алкоголя), а также наличием источников получения положительных эмоций.

 

Профилактика суицидоопасного поведения в учреждениях, реализующих программы профессионально-технического (далее – УПТО) и среднего специального образования (далее – УССО), представляет собой одну из важнейших задач, осуществление которой возможно только при интеграции усилий медицинских работников, педагогов, сотрудников МВД и других ведомств в единую превентивную стратегию.

В настоящее время в Республике Беларусь разработан комплекс мер по профилактике суицидального поведения на 2015-2019 годы, который предусматривает профилактическую работу с различными категориями населения, в том числе с учащимися учреждений профессионального образования, а также активное привлечение местных исполнительных органов к участию в организации данной работы. Несмотря на расширение масштабности проводимых мероприятий по превенции суицидов, эта проблема для республики продолжает оставаться актуальной и требует повышенного внимания.

В рамках Всемирного дня предотвращения самоубийств, целесообразно провести в учреждениях профессионального образования месячник по профилактике суицидоопасного поведения среди учащейся молодежи. При организации и проведении мероприятий в рамках месячника по профилактике суицидоопасного поведения среди учащейся молодежи рекомендуется использовать методическое пособие «Формирование ценностного отношения к жизни у обучающихся учреждений профессионального образования» (методическое пособие / Н.А. Болтянова.- Минск: РИПО, 2016. – 138с.: ил.).

Специалистам социально-педагогической и психологической службы (далее – СППС) учреждений ПТО и ССО при планировании деятельности по формированию ценностного отношения к жизни, профилактике суицидоопасного поведения и недопущения вовлечения учащейся молодежи в активные сообщества, игры, имеющие суицидальный контент, целесообразно руководствоваться следующими нормативными документами:

  1. Закон Республики Беларусь «Об оказании психологической помощи» от 01.07.2010 № 153-З.
  2. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14.01.2011 № 45 (ред. от 29.03.2016 № 259) «О некоторых вопросах оказания психологической помощи» (вместе с «Положением о Межведомственном координационном совете по оказанию психологической помощи»).
  3. Государственная программа «Здоровье народа и демографическая безопасность» на 2016 – 2020 годы (утв. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.03.2016 г. № 200).
  4. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь и Министерства образования Республики Беларусь от 30 июля 2012 г. № 115/89 «Об утверждении инструкции о порядке и условиях применения методов и методик оказания психологической помощи».
  5. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 116 «Положение о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования».
  6. Приказами Министерства здравоохранения Республики Беларусь:
  1. Приказ Министерства образования Республики Беларусь «О проведении Всемирного дня предотвращения самоубийств» (от 31.07.2008 г. № 1201-12/3777/дс).

С суицидоопасным поведением несовершеннолетних сталкиваются педагоги, психологи, врачи, инспекторы по делам несовершеннолетних, специалисты СППС, юристы, общественность, волонтеры. В УПТО и УССО основными специалистами, непосредственно работающие по данной проблеме, являются педагоги-психологи, педагоги социальные и руководители групп (кураторы и мастера производственного обучения). Каждый из этих специалистов должен обладать необходимыми компетенциями для работы с учащимися в области профилактики суицидоопасного поведения.

Деятельность по формированию ценностного отношения к жизни, пропаганде здорового образа жизни, профилактике суицидоопасного поведения и недопущения вовлечения учащейся молодежи в активные сообщества, игры, имеющие суицидальный контент, должна носить комплексный, целенаправленный и практико-ориентированный характер. С учащимися учреждений профессионального образования и другими участниками образовательного процесса необходимо проводить работу по следующим направлениям деятельности: диагностика, профилактика и просвещение, консультирование, коррекционно-развивающая работа.

В результате анализа работы УПО по профилактике суицидоопасного поведения учащейся молодежи выработаны следующие рекомендации:

Учреждениям образования

  1. Специалистам СППС:
  1. Специалистам СППС и педагогам УПТО и УССО необходимо систематически развивать медиакомпетентность учащихся: проводить постоянную работу по профилактике компьютерной и игровой зависимости на основе формированиятворческого интереса к медиа и информационным технологиям; развивать различные антиманипулятивные навыки через анализ манипулятивных технологий и техник, целей инициаторов медиаманипуляции, посредством контент-анализа, проблемного анализа медиатекстов, их частей, заголовков, оформления; обучать правилам поведения в Интернете, способам защиты персональных (идентификационных) данных (акцентировать внимание на том, что после публикации информации в Интернете у подростков больше не будет возможности ее контролировать), доведение до сведения учащихся материалов информационного портала http://персональныеданные.дети/.
  2. Кураторам и мастерам производственного обучения активно вовлекать учащихся в различные виды молодежных объединений.

 

Учебно-методическим центрам (УМЦ) и

региональным институтам развития образования (РИРО)

  1. Для повышения эффективности профилактической деятельности целесообразно обеспечить систематический контроль за проведением на более широком уровне Месячников по предупреждению суицидоопасного поведения в учреждениях профессионального образования, направленных на формирование ценностного отношения к жизни. В рамках месячника рекомендуется проводить: промо-акции, флешмобы («Навстречу Жизни!», «За нами будущее», «Вдохни жизнь», «Живи. Твори. Рисуй»), турниры («Здоровый образ жизни», «Мое будущее - в моих руках!», «Кубок ценностей жизни», «Личностный рост»), мини-проекты молодежных инициатив («Мы – за жизнь!», «Радости жизни», «Реализуй себя», «Моя жизнь в моих руках», «Танцуй ради жизни» (Dance4life)), игры-квесты или Foot-quest («Крутая жизнь», «Моя жизнь – тайная комната», «Жизнь», «Лучшие моменты жизни…» (фотоохота)) и др..
  2. Методистам УМЦ и РИРО провести семинары, видео-конференции, семинары-тренинги, интернет-форумы для специалистов СППС на темы: «Суицидоопасное и несуицидальное самоповреждающее поведение подростков: выявление рисков и профилактика» (с привлечением специалистов учреждений здравоохранения), «Формы работы по профилактике суицидов среди несовершеннолетних», «Деятельность специалистов СППС и педагогов учреждения образования по профилактике суицидальных попыток и суицидов обучающихся, вовлечения их в активные сообщества и игры, имеющие суицидальный контент», «Организация профилактической деятельности в подростковой и юношеской среде в практике консультирования на Телефоне Доверия», «Опасность социальный сетей. Профилактика суицида в молодежной среде: опыт работы телефона доверия», «Проблемы общения с подростками: профилактика депрессивных настроений молодежной среде» и т.д.

 

Приводим материалы из опыта работы Лихачевой Ольги Петровны, педагога-психолога УО «Минский государственный колледж электроники» по развитию ценностного, нравственного отношения к жизни план проведения психологической акции «Радуйся Жизни», воспитательный час по самосохранительному поведению «Жизнь прекрасна и удивительна», гендерный практикум для учащихся «Радуйся жизни. Два полюса, два материка», семинар-практикум для родителей учащихся, состоящих на различных видах учета «ПОДРОСТОК – ВЗРОСЛЫЙ?!», рекомендации педагогам по оказанию помощи  подростку в кризисной ситуации

Скачать архив

 

Обращение онлайн